Как правило, люди не осознают и не фиксирует этих мыслей. Но при этом отдают себе отчет в том, какие эмоции эти мысли вызывают.
Когда я задаю клиенту вопрос, что он подумал в той или иной ситуации, он отвечает, что не помнит – настолько автоматически возникают эти “быстрые мысли”.
Поэтому для того, чтобы отследить дисфункциональные мысли, мы используем в процессе когнитивно-поведенческой терапии такой инструмент, как заполнение дневника СМЭР. Он необходим, чтобы построить правильную терапию и понять, что за ядро лежит в основе непонятных негативных ситуаций.
Всё, что сейчас принято называть развитием человека – психотерапия, эмоциональный интеллект – основано на “медленном мышлении”, когда человек анализирует, думает, включает критическое мышление, помогающее делать выбор, адаптироваться к ситуации, принимать решения.
Дело в том, что реакция человека на одни и те же ситуации может быть разной. И способность человека выдавать различные варианты реакций называется гибкостью мышления.
В процессе терапии мы как раз и занимаемся развитием вариативности мышления.
Кстати, умение слушать и слышать, читать, писать сочинения и т.д., то есть всё, чему нас учили в школе, закладывает в нас базу, отсутствие которой может негативно отозваться в последующей жизни. Каждый человек в процессе развития должен пройти определенные необходимые этапы.
Но даже взрослые люди могут освоить и добрать то, чего им не хватает.
Совет психолога: обязательно развивайте “медленное мышление”. А в ответ на каждую ситуацию, когда вы испытываете негативные эмоции, учитесь отслеживать свои мысли и выдавать вариативность решений.
Например: муж ушел по делам и пообещал прийти в семь. В начале восьмого, когда его телефон оказался недоступен, тревожная личность супруги уже вовсю рисует себе картину измены или какого-то страшного ДТП. А человек всего лишь попал в пробку и забыл зарядное устройство.
Хотите знать, как управлять мыслями? Тогда записывайтесь на консультацию!